«Яхта Путина» пахнет газом — Новости СЕГОДНЯ
«Яхта Путина» пахнет газом Как офшор друга президента Петра Колбина получил $1,12 млрд на перепродаже акций «Ямала СПГ» и платил за постройку 82-метровой
«Яхта Путина» пахнет газом
Как офшор друга президента Петра Колбина получил $1,12 млрд на перепродаже акций «Ямала СПГ» и платил за постройку 82-метровой лодки Graceful
Оригинал этого материала
dossier.center, 06.12.2022, У Владимира Путина нашлась кубышка с миллиардом долларов от газовой аферы, Фото: РИА «Новости», MVPhotos, via dossier.center, Иллюстрации: via dossier.center
Илья Рождественский
Владимир Путин мог заработать $1,12 млрд на перепродаже акций крупного проекта по добыче и переработке сжиженного природного газа на Ямале «Ямал СПГ». Эти деньги достались офшорной компании Mischositos Investment S.A., бенефициаром которой может быть президент России. Это же юрлицо оплачивало постройку яхты Graceful для президента. Формальный собственник офшора — друг детства Путина Петр Колбин, ныне покойный.
«Я на северах бывал многократно, смотрел объекты “Газпрома”. На севере мощные современные производственные комплексы построены, но у вас новый. Такого еще у нас в России не было. В мире не было. Я помню, как меня всячески отговаривали этот проект поддерживать», — рассказывал Владимир Путин 8 декабря 2017 года на встрече с рабочими на Ямале. Президент специально прилетел в ямальский поселок Сабетта на берегу Обской губы Карского моря. Здесь находится завод по добыче сжиженного природного газа «Ямал СПГ». Проект принадлежит НОВАТЭКу (50,0729%), французской компании Total (20,015%) и китайским властям (20,015% оформлено на CNPC — Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию, оставшиеся 9,8971% — на структуру Фонда Шелкового пути).
«Это сейчас самый, наверное, крупный шаг в освоении Арктики. Как Ломоносов в свое время говорил, Россия Сибирью будет прирастать. Теперь мы смело можем сказать, что Россия в этом и в следующем столетии будет прирастать Арктикой. Здесь основные крупнейшие запасы минерального сырья. Здесь будущая, уверен, очень хорошая и эффективная транспортная артерия — Северный морской путь», — восхищался Путин. Российский президент — один из авторов идеи построить завод на Крайнем Севере: он сам согласовывал инвестиционный проект, сам возил инвесторов на Ямал, в том числе главу Total Кристофа де Маржери, погибшего в 2014 году в аэропорту «Внуково», когда его бизнес-джет врезался в снегоуборочную машину (именем главы Total был назван танкер, который первым был загружен 8 декабря 2017 года на только что открывшемся заводе). Как выяснил Центр «Досье», Путин мог еще и сам заработать на перепродаже пакета акций «Ямал СПГ». Для этого ему потребовалась помощь друга детства.
«Лучшая из возможных сделок»
Южно-Тамбейское месторождение на Ямале не самое большое в России, крупнейшему — Уренгойскому — оно уступает по объему газа примерно в 12 раз. Месторождение открыли в 1970 году, запасы оцениваются на уровне около 1,3 трлн кубических метров природного газа и до 60 млн тонн газового конденсата. Осваивать его еще в 1990-е годы начал бывший полковник КГБ Николай Богачев. За проект пришлось конкурировать с НОВАТЭКом и Газпромбанком, но инвестиции того стоили: все производители газа зависели от «Газпрома», с которым нужно было договариваться о прокачке сырья, а Южно-Тамбейское месторождение удалено от ближайшего газопровода, зато располагается на берегу Обской губы, что дает возможность транспортировать газ по морю. Для этого газ охлаждают до -160 °С, он сжижается, и его объем уменьшается почти в 600 раз, после чего топливо можно перевозить в специальном танкере. В порту страны-покупателя происходит регазификация — СПГ возвращают в газообразное состояние, и газ идет по трубопроводам местным потребителям.
У проекта сложная судьба. До середины 2005 года лицензия на месторождение принадлежала компании «Тамбейнефтегаз», которой владели НОВАТЭК (25,1%) и Богачев (74,9%). Затем долю НОВАТЭКа выкупила структура Газпромбанка, но почти одновременно лицензия была переоформлена на организацию «Ямал СПГ» Богачева. Газпромбанк обратился в суд и в правоохранительные органы, было возбуждено уголовное дело, и в 2006 году Богачев продал актив структурам Алишера Усманова, который, как писал «Коммерсантъ», «не раз занимался возвращением активов “Газпрому”». «Уголовные преследования завершаются, я считаю ее хорошей, лучшей из возможных сделок», — говорил тогда Богачев.
Усманов владел месторождением совсем недолго: судя по отчетности, в конце февраля 2008 года 74,9% перешло к компаниям, связанным, как утверждалось, с миллиардером и другом президента Геннадием Тимченко. В 2009 году НОВАТЭК начал консолидировать доли в своих руках и в мае выкупил 51% у структур Тимченко. У бизнесмена остался пакет в размере 23,9% акций, а 25,1% принадлежало Газпромбанку. Но неожиданно в конце того же года финучреждение решило продать свою долю партнеру Тимченко — Петру Колбину. Сделку одобрил лично Владимир Путин, занимавший в то время пост премьер-министра и руководивший правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями. В 2011 году НОВАТЭК приобрел акции Тимченко и Колбина, и дальше компания развивала проект вместе с иностранными инвесторами.
В действительности Геннадий Тимченко не заработал на перепродаже долей: все деньги достались офшорам Петра Колбина. Согласно кипрской отчетности, структура сделки была следующей.
Кипрская компания Varix Enterprises Ltd купила за $78,5 млн 25,1% «Ямал СПГ» у Газпромбанка. Это именно та доля, которую, как утверждал «Коммерсантъ», получил Колбин. Сделка состоялась 10 апреля 2009 года, то есть еще до того, как покупку в конце того же года формально одобрила правительственная комиссия. 16 марта 2011 года Varix Enterprises Ltd продала акции НОВАТЭКу за $526 млн. С учетом дополнительных издержек организация зафиксировала прибыль от владения долей в «Ямал СПГ» в размере $416,4 млн.
Эти деньги не остались на счетах фирмы. Сначала Varix Enterprises Ltd выплатила кредит в размере $120 млн (плюс $18,6 млн процентов), который брала у материнской компании — Kaine Enterprises Ltd (зарегистрирована на Британских Виргинских островах). А затем до декабря 2013 года кипрский офшор одобрил выплату дивидендов — всего $350 млн.
Компании, которые НОВАТЭК называл структурами Геннадия Тимченко, — это кипрские компании Orsel Consultants Ltd, Innecto Ventures Ltd и Aldi Trading Ltd. В отчетности фирм они указаны как связанные друг с другом юрлица.
Orsel Consultants Ltd приобрела долю в «Ямал СПГ» за $119 млн 20 февраля 2008 года, а продала ее за $318,6 млн 26 мая 2009 года, прибыль — $199,6 млн. $50 млн было выплачено в качестве дивидендов. Как была выведена оставшаяся часть денег, в отчетности не раскрывается, но к 2013 году на счетах оставалась лишь символическая сумма. Собственник офшора — Daisha Management Ltd (Британские Виргинские острова).
Innecto Ventures Ltd получила долю в месторождении за $143,4 млн 20 февраля 2008 года, а продала за $450 млн 27 сентября 2011 года, прибыль — $306,6 млн. Владелец Innecto Ventures Ltd — Firesteed Services Ltd, а до нее, во время перепродажи акций «Ямал СПГ», — Navolution Ventures Ltd (оба юрлица зарегистрированы на Британских Виргинских островах). Деньги из компании были выведены через вексельную схему: компания переводит другому юрлицу деньги, а взамен получает вексель; обналичивается ли впоследствии такой вексель, не известно, но подобные схемы нередко используются для вывода средств в другие юрисдикции, в том числе в обход законодательства. $147 млн было переведено на счета Aldi Trading Ltd, $92,5 млн — Dockway Holdings Ltd, $17,5 млн — Crystalball Global Ltd. Еще $297,5 млн было выплачено в качестве дивидендов.
Aldi Trading Ltd вошла в капитал «Ямал СПГ» за $119 млн 20 февраля 2008 года, продала долю за $318,6 млн 26 мая 2009 года, прибыль — $199,6 млн. Владелец офшора — Nostrimundo Business Corp (Панама; собственник не известен, но компания управляется Рейнгольдом Ортнером, он же руководил и кипрским офшором Varix Enterprises Ltd). В 2015 году новым собственником стал траст из Лихтенштейна Sequoia Treuhand (этот же траст управляет и одной из компаний из вексельной схемы — Dockway Holdings Ltd). $323,9 млн было выплачено в качестве дивидендов.
Три из четырех офшоров из этой сделки принадлежат одной компании: фирмами Kaine Enterprises Ltd, Daisha Management Ltd и Firesteed Services Ltd владеет панамское юрлицо Mischositos Investment S.A. (это стало известно из утечки документов панамского регистратора Mossack Fonseca). Этой же фирме принадлежит и одна из компаний, через которую с Кипра выводились деньги по вексельной схеме, — Crystalball Global Ltd. А управляет Mischositos Investment S.A. траст Sequoia Treuhand. В трасте не ответили на вопрос, кого они считают бенефициаром панамского юрлица и остальной цепочки офшоров.
Панамский реестр — один из самых непрозрачных в мире, а Mischositos Investment S.A., как следует из «панамского архива», владела сотнями компаний. Но во внутренних документах Mischositos Investment S.A. указано, что бенефициар офшора — Петр Колбин. Из этих материалов можно сделать вывод, что Колбин был бенефициаром целой группы юрлиц, которых ранее было принято связывать с Тимченко (документы предоставил источник, работавший в одной из компаний Колбина).
Но и Колбин вряд ли может считаться и конечным бенефициаром панамского юрлица и связанных с ним компаний, и основным выгодоприобретателем от перепродажи «Ямал СПГ» (нынешний собственник панамского офшора не известен, но большую часть имущества Колбина после его смерти в 2018 году унаследовала его супруга Татьяна Колбина, еще небольшая часть бизнеса досталась сыну Владимиру Колбину).
Mischositos Investment S.A. — предположительно офшор самого Владимира Путина. Это могло бы так и остаться тайной, но президента подвела любовь к роскоши.