Жесткие штрафы, подделки и просрочка: что скрывает изнанка «Л’Этуаль»? — Новости СЕГОДНЯ
Всевозможные разоблачения, раскрывающие внутреннюю кухню крупных компаний, всегда представляют большой интерес. На этот раз объектом такого исследования
Всевозможные разоблачения, раскрывающие внутреннюю кухню крупных компаний, всегда представляют большой интерес. На этот раз объектом такого исследования изнутри стала крупная сеть бюджетной косметики и парфюмерии «Л’Этуаль», на которую все чаще поступают жалобы о просроченном товаре и подделках.
Издание «Лайф» раскрыло изнанку сети магазинов «Л’Этуаль». Его сотрудница устроилась туда на работу комплектовщиком интернет-заказов и узнала много интересного о внутренних процессах и жестких правилах, которые действуют в компании.
В общей сложности в сети трудятся более 12 тысяч человек, но попасть туда на работу не так просто. Процесс напоминает отбор кандидатов в самые серьезные структуры – потенциальный сотрудник проходит собеседование на детекторе лжи, медицинскую комиссию, а также подписывает множество различных бумаг, перекладывающих на него ответственность за все. Для работников предусмотрены смены по 12 часов с двумя 15-минутными перерывами и обедом, на который фактически успевают далеко не все. В теории при работе без штрафов и больничных можно заработать 60-65 тысяч рублей, однако есть множество «но», которые этому препятствуют.
На складе все в порядке с санитарной обстановкой и пожарной безопасностью, но немало других нюансов.
Ничто не укроется
По информации издания, новоиспеченный сотрудник приходит на пробную рабочую смену, ему нельзя брать с собой телефон, лишние вещи и наносить на лицо косметику – чтобы не пользовались товаром. Тушь на ресницах или лак на ногтях могут стать поводом для немедленного увольнения.
Как и в других крупных компаниях, в «Л’Этуаль» борются с потенциальным воровством. Сотрудники охраны – мужчина и женщина – ощупывают всех работников от головы до бедер, досматривают сумки и карманы. Иногда во время досмотров, если у охранников возникли подозрения, приходится раздеваться вплоть до нижнего белья, а порой заставляют снять и его.
Впрочем, воруют все равно, и на складе есть даже доска позора с фотографиями работников, которые попались на попытке вынести товар. Во время собеседования на полиграфе соискателям также интересуются насчет воровства, а в анкете, которая заполняется на этапе трудоустройства, есть вопрос о том, как человек себя поведет, если заметит воровство со стороны коллеги. От реакции напрямую зависят карьерные перспективы.
Драконовские меры
Как и все крупные компании, «Л’Этуаль» разработал систему штрафов для сотрудников, и премий они лишаются даже за небольшие недочеты при выполнении рабочих обязанностей. Оштрафовать могут за отзыв недовольного клиента, порванную упаковку или истекший срок годности. Руководство выясняет, кто конкретно собирал заказ, упаковывал и принимал его, и лишает премии.
На складах, по данным издания, царит жесткая иерархия, бригадир определяет, чем будет заниматься тот или иной сотрудник, не отталкиваясь от его желания. Задавать лишние вопросы, даже если что-то кажется странным или нелогичным, крайне не приветствуется.
Среди сотрудников складов большая текучка. Работать там довольно тяжело. В помещениях душно, люди страдают от пыли, из-за которой сохнет кожа на руках и трескаются губы, но взять с собой крем или гигиеническую помаду нельзя – это чревато штрафом. Поэтому остается только терпеть, и у людей хватает терпения на не слишком продолжительный срок.
Кстати, название сети не случайно навевает ассоциации с Францией. Лучших сотрудников, чей стаж работы составляет больше года, отправляли за счет фирмы на тренинг в Париж, где им вручали дорогие подарки. Однако в 2022 году поездки отменили – несложно догадаться, по каким причинам.
Чья сеть?
L’Etoile – одна из самых популярных сетей по продаже косметики и парфюмерии. Магазины компании открыты в 250 российских городах, а в ее ассортименте порядка 60 тысяч товаров. В 2007 году сеть открыл Максим Климов. Он осуществлял управление компанией посредством российского оператора «Алькор и Ко», а доходы шли в кипрскую фирму Letu holding LTD, совладельцем которой числился белизский офшор Waipara Group Ltd. Последний перестал существовать в 2019 году. Что касается «Алькор и Ко», ежегодная выручка компании составляет порядка 80 миллиардов рублей.
Климов умер в Гематологическом научном центре РАМН в 2018 году в результате тяжелой болезни в 48-летнем возрасте. Его доля в «Алькор и Ко» досталась четырем сыновьям, но сейчас холдинг принадлежит другим лицам.
В 2011 году главой департамента собственных торговых марок «Л’Этуаль» возглавила Татьяна Володина, до этого работавшая в Shiseido (ООО «Шисейдо (РУС)»). Тогда же треть компании перешла во владение Володиной, а также неких Алексея Кокарева и Владимира Семенды. В соответствии с данными базы СПАРК, они владеют этой долей до сих пор.
В августе 2022 года «Алькор и Ко» купила сеть «Подружка», где ранее ей принадлежало 90%, а сейчас доля увеличилась до 100%. В России действует 287 магазинов сети, где продается 22 тысячи позиций.
Запах подделки
В этом году российский рынок лишился многих привычных товаров, в том числе, относящихся к бьюти-сфере. В магазинах «Л’Этуаль» с полок исчезли многие популярные духи и брендовая косметика. Торговля фактически ведется за счет остатков. Для того, чтобы остаться на плаву, компания частично переориентировалась на корейские и китайские бренды. Также сеть раскручивает собственные марки бюджетной косметики. Едва ли корректно сравнивать ее с косметикой мировых брендов, однако продавцы заинтересованы в том, чтобы убедить покупателей приобрести именно эти средства – за это они получат более весомую доплату. Малоизвестные бренды часто предлагают привлекательный процент продавцам, а у таких марок как, например, CHANEL или DIOR, он может быть околонулевым. Эти компании вкладывают в рекламу большие средства, и продвижение со стороны консультантов им не требуется.
В «Л’Этуаль», как и практически везде, сначала завышают стоимость товара, а потом устанавливают скидку, которая все равно позволяет магазину заработать. Бывает, что духи и косметика залеживаются на полках, но, тем не менее, просрочку не спешат снимать с продажи.
Лицензионную косметику и парфюмерию можно проверить по штрих-коду. Он позволяет не только убедиться в оригинальности продукта, но и узнать, не просрочен ли он. Как отмечает «Лайф», жалобы на просрочки возникают отнюдь не на пустом месте – издание утверждает, что проверило несколько штрих-кодов товаров, и, как оказалось в результате, на полках можно найти косметику семи-девятилетней давности при трехлетнем сроке годности. Обычно такие позиции продаются с большой скидкой.
В сети можно увидеть немало жалоб на просрочку и подделки в «Л’Этуаль», но в компании отрицают все обвинения, а добиться справедливости и вернуть деньги бывает весьма непросто.